среда, 28 сентября 2011 г.

Турнюр


Турнюр (от фр. tournure — осанка — манера держаться), модное в 80-х гг. XIX века приспособление в виде подушечки, которая подкладывалась дамами сзади под платье, ниже талии для придания пышности фигуре. Так же турнюр мог быть в виде сборчатой накладки, располагавшееся чуть ниже талии на заднем полотнище верхней части юбки, что формировало характерный силуэт с очень выпуклой нижней частью тела.
Турнюр плавно пришел на смену кринолину . Его изобретение принадлежит первому кутюрье – Чарльзу Фредерику Ворту. Сам он рассказывал, что идея турнюра пришла ему в голову, при виде женщины подметавшей пол и подобравшей юбку назад.
Хотя можно предположить что этот ход он подглядел из моды галантного века (а данная эстетика в конце XIX века приобрела неслыханную популярность, воплощаясь прежде всего в костюмированных балах) – в эпоху Рококо были в моде платья называемые «полонез», с объёмной драпировкой на задней части юбки. Такая драпировка была и у платьев 1860-х годов, которые явились предвестниками новых форм (все мы помним что новое – это хорошо забытое старое). Также вернулись в моду и муслиновые косынки фишю, и панье.
Ближе к середине 1880-х юбка вновь начала становится пышнее. В целом таких больших колебаний пышности, как в предыдущее десятилетие, в 1880-х не наблюдалось. Для повседневного костюма второй половины 1880-х годов предлагаются более легкие турнюры в виде валиков или подушечек, сплетенные из тонкой и гибкой стальной проволоки. Такими их продолжают носить и в 1890-х годах, в период «Прекрасной эпохи» (Belle Époque). В конце столетия они постепенно уменьшаются, и около 1900 г. заменяются плоскими полукруглыми простеганными подушечками, набитыми конским волосом. Эти легкие накладки повязывают поверх корсета или надевают под него, формируя модный в ту пору S-образный силуэт. Такие мягкие подушечки (bustle pal) были в ходу вплоть до 1910-х г., когда наступило время последних турнюров. Силуэт продолжал «худеть», а вместе с его упрощением исчез и турнюр.

Историк моды Александр Васильев об исчезновении турнюров (отрывок из лекции): «Причина – развитие транспорта и поездов. Потому что в кринолине в поезд, когда мы в купе, обручи на уровне лица… а напротив вас другая… Такие карикатуры того времени есть. А турнюр… причина в том, что это слишком много. Оскар Уайлд боролся с турнюрами эстетическим своим советом… Неудобно сидеть, я вам объясню, вы же не жили в ту эпоху – я жил! Большой турнюр – вы же не можете сесть! Турнюр – это драпировка на ягодицах ниже талии – красиво я объяснил? Если вы сядете на турнюр, то он… в общем, вся красота ушла. Нет, можно, но сидеть надо уметь. Есть такие карикатуры, когда муж спрашивает жену – Дорогая, ты не хочешь присесть? – Очень хочу, но портной не велел. Не в этом платье…
Поэтому женщины, когда подходили к стулу, делали ноги так (Показывает), а потом садились вот так, на бедро (Садится почти полулежа, на бедре) – видите, здесь у меня турнюр, а здесь у меня ножки,здесь вы облокачиваетесь – турнюр спасен!
Сначала сделали короче, трен убрали – 1870-е годы с треном, 1880-е уже без трена. Ну, еще бы – всю грязь на улицах подметать – не забывайте, ведь все платья были в пол. Конечно, выхлопных газов не было… но был навоз от лошадей, навоз-то был везде, все улицы всех городов мира пахли навозом в девятнадцатом веке – ну представьте, лошади-то ходят везде… И платьями женщины подметали всё – вот так он и умер…»

Комментариев нет:

Отправить комментарий